Кибуцы в Израиле, для русских в 2019 году

кибуцы и поселения в Израиле

Израильские кибуцы, это не просто организация людей, для совместного проживания и труда, это больше способ мышления, если учитывать саму идею их создания. По сути, это воплощение идей гуманистов и философов, начиная с античных времен, рассуждавших о построении идеального общества. Создавались модели, такие как «Государство» Платона, или «Утопия» Томаса Мора, где все равны и не искушены материальными благами. Ввиду отсутствия собственного имущества, люди в них стремятся не к обогащению, а к созданию условий для общего блага и процветания. Эти принципы были заложены в основу учения об анархизме Кропоткиным, в равной степени, как и о коммунизме, сформулированном Марксом и Энгельсом. Но как известно, на практике провалился и анархический и коммунистический сюжет, хотя Нестор Махно был ближе к созданию равноправного общества, чем большевики. Кибуцы – это такая же попытка воплотить мечту, но насколько она актуальна, следует рассмотреть детальнее.

Израильские кибуцы в теории

Интересно, что идея их создания была принесена в Землю Обетованную с России, вместе с волной иммигрантов в период с 1904 по 1914 гг. Это было связано с серией жесточайших еврейских погромов, прокатившихся по всем губерниям Российской империи, и антисемитскими настроениями, преобладавшими в тогдашнем обществе. Переселенцы-энтузиасты взяли как шаблон, идеи европейских и русских революционеров-социалистов, дополненные духом национального возрождения, религиозной моралью и идеологией Аарона Гордона.

жилье в кибуцах Израиль

То есть, подразумевалось создание коммун, связывающих людей общими взглядами и стремлениями, с равными условиями труда и разделением его плодов, общим имуществом и удовлетворением социальных потребностей каждого. Другими словами, кибуц, это отдельная община, занятая на сельскохозяйственных работах, которая пользуется общими орудиями труда и делит выращенный урожай поровну – модель первобытно-общинного строя в современных реалиях.

Как создавались первые кибуцы

На практике всё оказалось несколько иначе, чем представлялось идеологам в теории, с самого начала им пришлось столкнуться с массой трудностей, чего никто не учёл. Во-первых, противодействие со стороны османской администрации и арабских общин. Во-вторых, отсутствие земельных наделов, пригодных для обработки, ввиду невозможности приобретения плодородных земель. В-третьих, сложные климатические условия, сама природа Палестины была препятствием для получения обильных урожаев сельскохозяйственных культур.

В результате, в течение первого десятилетия, с 1909 г. удалось создать всего 8 кибуц, объединявших в общей сложности 288 человек.

старое фото кибуца

С установлением британского протектората и третьей алиёй, новой волной мигрантов в начале 20-х гг., преимущественно из России и Польши, движение пошло активнее. За четверть столетия, к 1948 г. число кибуц увеличилось до 176, а количество проживающих в них людей, до 47400. К настоящему времени их насчитывается более 260, с населением около 115500 человек.

Что представляют собой кибуцы сейчас

После образования государства Израиль, движение поначалу замедлилось, а потом и вовсе пошло на спад, с начала нового тысячелетия, начало сокращаться и количество таких поселений. Молодёжь покидает кибуцы, переселяясь в города, получая престижную работу, но связи с ними не теряет, часть заработанных ими денег перечисляется общине. В представлении многих, кибуцы, это своеобразные трудовые лагеря, где установлена рабочая повинность и используются традиционные, «дедовские» методы обработки земли и выращивания урожая. Но это не так. Это достаточно развитые сельскохозяйственные предприятия, с современным оборудованием, проживанием в комфортных условиях, но по собственным укладам.

быт в Кибуцах

Правила общин

Конечно же, общины живут по израильским законам, но в них действуют и собственные, регулирующие политику и отношения между всеми членами сообществ. Основные правила, сформулированные ещё в 20-е гг. минувшего столетия не потеряли своей актуальности и сейчас, распространяются на все поселения подобного рода и выражены в следующем:

  • каждый из членов общины должен принимать участие в коллективных работах, кроме детей и стариков;
  • пожилые люди, уже сделавшие свой вклад в развитие и процветание общины, имеют обеспечение за счёт трудоспособных участников;
  • дети, рождённые в поселении, получают образование и всё необходимое обеспечение до совершеннолетия за счёт всей общины;
  • женщины по достижении совершеннолетия обязаны вносить свой трудовой вклад в развитие, но заняты они только на лёгких работах;
  • распределение и организация труда, основывается на принципах самоуправления, то есть, нет установленных рамок;
  • каждому члену коммуны гарантированы равные права, условия жизни, и медицинское обслуживание;
  • хозяйственная сфера общины и жизнь каждого из её членов строго регламентированы и подчинены чёткой дисциплине;
  • каждый житель поселения, независимо от пола и возраста, получает полную свободу в части вероисповедания и политических убеждений;
  • все производственные, бытовые, организационные, просветительные и материальные вопросы, решаются сообща.

Некоторые положения могут кардинально отличаться от общепринятых, но распространяется это только на религиозные общины. Куда, например, не евреям, мусульманам, христианам и представителям других конфессий, путь заказан. В них обязательным является посещение синагоги, участия в праздниках, на моральные нормы и отношения между членами коммуны оказывает влияние традиционный уклад.

дети в кибуцах что делают

Членство в кибуце

Получить его достаточно просто, независимо от гражданства и вероисповедания, здесь рады всем, и эмигрантам из России, и с других концов света, что продиктовано оттоком молодёжи. Что касается вопроса, есть ли кибуцы, предназначенные исключительно для русских, таких нет. Но языковых препятствий точно не будет, в Израиле вообще распространён русский язык, а значительная часть населения страны, это выходцы из бывшего СССР. Только с 1991 г., из РФ в Израиль переселилось около полумиллиона граждан, пройдя гиюр, однако какой процент из них осел в сельскохозяйственных коммунах, точно не известно.

Чтобы поселиться в общине, проще всего обратиться к государственной программе «Первый дом на родине», активно поддерживаемой всеми кибуцами.

Переселенцам предоставляется возможность проживания в коммуне сроком от 6 до 12 месяца, после чего при желании его можно продлить ещё на год. На что могут рассчитывать эмигранты, участвующие в программе:

  1. Получение жилья, где есть все условия для размещения.
  2. Начальное образование для детей, в детских садах и школах.
  3. Прохождение курсов по изучению иврита на протяжении 5 месяцев.
  4. Бесплатное медицинское обслуживание первые 6 месяцев.
  5. Участие в общественных мероприятиях, посещение культурных заведений.

Но если в первый год размещение и всё остальное оплачивается за счёт государства, то начиная со второго, придётся за всё платить самому. Мигранты могут столкнуться с массой трудностей, первая в том, что в кибуцах не используется наёмный труд, это неукоснительное правило, а участвовать в общественных работах, позволительно только полноправным членам общин. Нередко по истечении года, переселенцам кроме работы приходится искать и новое жильё, вопрос с этим в коммунах стоит достаточно остро. А чтобы стать членом кибуца, нужно прожить в общине как минимум 3 года, после чего подаётся заявление в секретариат, а решение принимают её члены на общем собрании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Елена

    Не знала, что в основе кибуци такая серьезная идеология лежит. От первых наших эмигрантов в начале 90-х впервые услышала о подобных местах проживания. Это было просто спасение для них. Они не просто жилье получали, а проживали в уже устоявшихся условиях с определенной бытовой и социальной инфраструктурой. Общий труд совершенно не напрягал людей. Ведь при таких рабочих условиях эмигранты получали массу преимуществ. Очень жаль, что наши колхозы не смогли получить такое правильное развитие.

  2. Вероника

    У меня раньше было убеждение, что кибуцы – такое еврейский вариант наших колхозов с трудоднями, где полученную после продажи урожая прибыль делят поровну на всех. Идея сама по себе неплохая, но в таком случае совершенно непонятно. почему молодежь покидает кибуцы, чтобы сбежать в города и там найти более легкую и престижную работу. Получается, что жизнь в коммуне их не устраивает, они хотят иметь свое, а не общее.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: