Тьюторство, что это такое. Тьюторство в России и за рубежом.

тьюторство что это такое

Тьюторство, как отдельное педагогическое направление в институте образования берет начало от британских зарубежных университетов Кембриджа и Оксфорда. Понятие тьютора несет в себе позицию педагога-наставника, сопровождающего ученика в на всех этапах процесса получения знаний.

В зависимости от вида тьюторского сопровождения существует множество подразделение и классификаций, но центральная идея тьюторства остается неизменной – это индивидуальная педагогическая помощь и поддержка ученика в образовательном процессе.

Тьюторская помощь как педагогическая технология может стать ключом к повышению эффективности и качества образования, а так же сделать процесс получения образования более доступным и успешным для учеников.

tutoring

Тьютора можно воспринимать и как домашнего учителя, и как наставника в школе, и как куратора программы, и как индивидуальный учитель в усвоении новых знаний, но в любом из этих понятий роль тьютора сводится к индивидуальной работе с учеником для достижения поставленных целей. Индивидуализация процесса образования отображает необходимость учитывать способности и возможности каждого участника образовательного процесса.

В России

В России роль тьютора-наставника долгое время исполнял классный руководитель, однако разрастание должностных обязанностей классного руководителя не дает ему возможности применять индивидуальный подход к каждому ученику в отдельности. Поэтому тьюторство выделилось в отдельное направление и отличается от классного руководства тем, что направляется на потребности индивидуального ученика, а не на группу в целом.

как произошло тьюторство

Кто нуждается в поддержке тьютора?

Поддержка тьютора может быть необходимой во время адаптации в детском дошкольном учреждении, во время домашнего образования, для учеников с особенными потребностями, иностранным студентам, а так же любому учащемуся, который нуждается в индивидуальном сопровождения при изучении нового материала или образовательной программы. История современного тьюторства в России, как отдельного течения, начинается с 1990 г., когда Щедровицким П.Г. начала обговариваться тьюторская проблематика. Серьезный научный вклад вложила Ковалева Т.М., которая стала директором школы «Эврика-Развитие», где было организована первая тьюторская группа. В 2007 году была создана Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, а в 2008 профессия тьютор уже была внесена в официальную номенклатуру, широко применяется при обучении в Финляндии, например.

межрегиональная тьюторская организация

Затем необходимость учебных заведений всех уровней в тьюторской поддержке стремительно росла, подкрепляясь осознанием общества в потребности получать более качественное, индивидуально спроектированное образование.

Нужно учитывать современные тенденции в образовании, когда ученик является создателем своей программы обучения и может выбирать для себя конкретные дисциплины или курсы.

Модульная система образования имеет больше преимуществ, так как позволяет ученику принимать непосредственное участие в образовательном процессе. В этом случае и нужен тьютор, который направляет ученика в выборе необходимых дисциплин, ориентируясь на его способности и интерес. Помощь тьютора в сопровождении индивидуальных учебных программ и научных проектов заключается также в развитии самореализации, самостоятельности и автономности ученика.

Наиболее четкую и современную характеристику тьюторству дала именно Межрегиональная Тьюторская Ассоциации, обозначив в слогане: «Человек рождается с крыльями. Тьютор лишь помогает ему взлететь». Деятельность тютора в России не ограничивается только школьным направлением, активно развиваются такие направления как Монтессори-педагогика, семейное образование, инклюзивное образование, сопровождение иностранных студентов.

Монтессори-педагогика

В Германии, Великобритании, Америке тьюторство как процесс возможен как при дистанционном способе обучения, так и при очном варианте. Главная задача тьютора в английской школе тьюторства – это способность выбрать правильный вектор в образовательном пространстве и успешно выполнить его на практике. В Германии приоритетной задачей тьюторства является развитие профессиональных умений и навыков, тогда как в России больше внимания все-таки уделяется индивидуальной образовательной траектории.

Задачи тьюторского сопровождения

Чтобы осуществить главную цель тьюторского сопровождения, которая заключается в успешном усвоении новых знаний, навыков и умений, необходимо пошагово определить те небольшие задачи, выполнение которых помогут на пути к достижению конечной цели. Важной задачей педагогического сопровождения является выбор пути личностного роста для конкретного подопечного. Затем приоритетной задачей является социализация ученика в образовательной системе и в обществе в целом, сохранение его здоровья, преодоление личностных проблем, развитие профессиональных способностей и формирование его конкурентоспособности. Последовательная реализация всех этих задач с поддержкой тьютора и будет путем саморазвития и самосовершенствования ученика, процессом воспитания и эффективного обучения личности.

наставник всероссийский форум

Развитие информационных технологий влечет за собой необходимость быстро ориентироваться в информационной среде и приспосабливаться ко всем изменениям и инновациям, используя все для этого все возможности

Методы и технологии тьюторской помощи

Успешная работа тьютора возможна только при условии обоюдного взаимодействия, когда им создаются благоприятные условия для работы ученика, а ученик принимает активное участие в процессе выполнение намеченного плана действий. Среди активно используемых технологий открытого образования можно выделить следующие методы:

  • метод вопроса-ответа,
  • метод открытого интервью,
  • тренинг как групповое взаимодействие,
  • дискуссия,
  • различные методы визуализации информации,
  • метод «кейс-обучения»,
  • метод делфи,
  • метод карточного опроса,
  • метод мозгового штурма,
  • ролевые игры.

Каждый метод имеет свои преимущества, а правильная комбинация методов в нужной последовательности помогает раскрыть внутренний потенциал ученика. Вопрос в тьюторской практике – это один из самых используемых инструментов, чтобы получить обратную связь от ученика. Однако прямые вопросы не всегда информативны, и тогда тьютор задает вопрос-провокацию, или вопрос-ситуацию. Во время описания какой-либо ситуации предлагается варианты выбора, и тогда становятся понятны подлинные желания или приоритеты, обнаруживается интерес к определенному виду деятельности.

Беседа как форма тьюторского сопровождения возможна уже на том этапе, когда между тьютором и его учеником установились доверительные взаимоотношения и тогда возможно прямое обсуждение важных вопросов.

Метод кейс-стади – это метод активного анализа конкретной проблемы или ситуации путем применения нужных алгоритмов.

Метод кейс-стади

Этот метод хорош тем, что предлагает не заучивать истину, а находить ее в процессе решения проблемы. То есть главным здесь выступает уже не сама истина, а именно способ ее достижения. Главным достоинством кейс-метода является получение знаний и навыков, развитие системы моральных ценностей. Установок и принципов, а также общей картины мировоззрения. Метод кейс-стади способствует развитию интереса у учащегося к обговариваемой теме, что влечет за собой дополнительную мотивацию в учебном процессе.

Всю работу тьютора можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Диагностика исходных данных и способностей у учащегося, а также установление личного контакта и создание благоприятной атмосферы для обоюдного взаимодействия.
  2. Выявление приоритетов и интересов у учеников, а также выбор вектора в процессе обучения.
  3. Сам процесс обучения и изучение конкретной проблемы или предмета. Сюда относится постановка проблемы, выдвижение рабочих гипотез, процесс сбора и анализа информации, оценка предварительных результатов работы. На этом этапе тьютор поддерживает интерес ученика ко всему исследовательскому процессу.
  4. Презентация полученных результатов в виде портфолио или с помощью любой технологии визуализации. А также важным является помощь в усвоении полученных навыков на будущее и практическое использование полученного опыта.

Правила поведения успешного тьютора

Профессиональная подготовка тьютора играет важную роль в функционировании тьюторства как эффективного педагогического течения в общей системе образования. В работе тьютора очень важно установить обратную связь как с индивидуальным учеником, так и с группой, в случае группового метода работы.

Коммуникативные способности тьютора заключаются в умении вести диалог или беседу, не навязывая своего мнения, а только направляя ученика к решению вопроса. Мотивационная деятельность заключается в стимуляции участников образовательного процесса к развитию своего потенциала, поиска решений задач новыми методами и способами, а также расстановке приоритетов в составлении индивидуальных учебных программ. Рефлексивные навыки тьютора помогут направить мыслительный процесс тьюторанта в нужное русло. Обучение рефлексивным навыкам помогут провести глубокий анализ и установить понимание учеником себя и своих действий.

тьютор школа
Тьютор в школе

При проведении тьюторских консультаций можно дать следующие советы: не рекомендуется придавать консультациям негативную окраску и проводить их в форме нудных нотаций и поучений; следует помнить, что тьютор – это не диктатор, и поэтому на консультации должна происходить совместная творческая деятельность, в которой оба участника процесса принимают активное участие; предоставлять выбор тем бесед тьюторантам; не критиковать мнение и умозаключения учащихся, а лишь корректировать и пояснять свою позицию.

Тьюторство как необходимое звено в современном образовательном процессе

Правильная позиция тьютора заключается в том, что он реформирует огромное образовательное пространство под индивидуальное восприятие, делая весь багаж знаний ближе и доступнее. Тьютер может выступать в роль посредника, связывающего звено между учителем и учеником, преподавателем и студентом, воспитателем и воспитанником. Тьютор активно связывает процессы воспитания, обучения и формирование мировоззрения в образовании своего ученика – тьюторанта.

Тьютором можно назвать такого педагога, который успешно прошел путь саморазвития и самоопределения в культурной сфере и занял позицию активного поведения в образовании. Он может помочь обработать большой поток информации и выделить его в индивидуальные знания. Тьютор адекватно оценивает успех и достижения в обучении, оценивая его эффективность и результативность на практике.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Вероника

    Получается, что тьюторство и репетиторские подработки наших учителей совсем не одно и то же. К этому понятию наверное ближе гувернерство, когда один наставник ведет ученика по разным предметам и не один год, применяя разнообразные индивидуальные подходы после предварительного изучения характера и самых лучших методов стимулирования тяги к знаниям у ребенка. Только гувернеры работают в семье, а не в школах.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: